ЖУРАВСКИЙ Дмитрий Иванович

29.12.1821-30.11.1891

инженер путей сообщения

Родился в селе Белом, бывшей Курской губернии. По окончании Нежинской гимназии Дмитрий Иванович поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, который окончил с отличием в 1842 г.

Практическую работу Журавский начал на строительстве Петербургско-Московской железной дороги, где на него была возложена ответственная задача: проектирование и постройка мостов.

"В настоящее время к услугам мостостроителя имеются прекрасно разработанные способы определения сил, действующих на различные элементы моста при движении по нему поездов; он может выбирать наиболее подходящий материал: сталь, бетон, камень, дерево; свойства этих материалов, их прочность всесторонне исследованы в механических лабораториях. Ничего этого не было во времена Д.И.Журавского. Ему надо было не только ответить на вопросы: какую систему моста выбрать, из чего сделать мост, какие размеры придать его частям, как их соединить, как осуществить постройку моста, - надо было впервые создать научные методы решения этих вопросов"/Н.М.Беляев. Дмитрий Иванович Журавский. В кн.: Люди русской науки. Т. 2. М.-Л., Гостехиздат, 1948, с. 907./.

Молодому инженеру было предложено строить деревянные мосты с применением широко распространенных в то время ферм Гау американской конструкции. Однако фермы Гау совершенно неудовлетворяли Журавского. Фермы эти отличались рядом существеннейших пороков. Журавский решил идти самостоятельным путем. После ряда опытов и теоретических исследований он пришел к выводу, что конструкция Гау может быть успешно заменена более совершенным типом конструкции со сквозными решетчатыми фермами. Он разработал оригинальный метод расчета усилий в этих фермах.

Когда после успешной постройки моста в 1855 г. молодой, тогда еще никому не известный инженер опубликовал свой труд о касательных напряжениях в фермах моста, была признана правильность его расчетов и неоспоримость его приоритета.

В 1850, 1852 и 1855 гг. в "Журнале Главного управления путей сообщения и публичных зданий" Д.И. Журавский опубликовал свой труд: "Результаты исследования системы Гау, примененной к мостам Петербургско-Московской железной дороги". Этот труд был отмечен как выдающийся вклад в строительную науку и удостоен Академией наук большой Демидовской премии.

В том же 1855 г. появилась и другая его работа: "Замечания относительно сопротивления бруса, подверженного силе, нормальной к его длине".

В этой работе Журавский всесторонне осветил неизвестное до этого явление скалывания при изгибе, вывел формулу для определения касательных напряжений и указал способ расчета составной деревянной балки из брусьев.

С большим инженерным искусством была выполнена Д.И. Журавским работа по замене деревянного шпиля Петропавловского собора в Петербурге металлическим.

Последней блестящей его работой было восстановление сгоревшего Мстиславского моста в 1869 г.

Умер Журавский в 1891 г., признанным авторитетом в области мостостроения.

Труды:

Результаты исследования системы Гау, примененной к мостам С.-Петербургско-Московской железной дороги // "Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий", 1850, т. 11, кн. 1, с. 1-25; 1852, т. 15, кн. 2, с. 71-105: 1855, т. 21, кн. 3, с. 185-230.

О мостах расковой системы Гау. Ч. 1-2. СПб., 1855-1856.

Ч. 1. Вычисление напряжения частей раскосной системы моста об одном, двух и большем чисде пролетов. 1855. XII, 114 с.; 11 л. черт.

Ч. 2. О прочном сопротивлении материалов, употребляемых в частях ферм моста раскосной системы Гау. Описание сборки Веребьинского моста. Нормы различных работ при построении моста. 1856. [6], 161 с.; 20 л. черт.

Литература:

Беляев Н.М. Дмитрий Иванович Журавский // Люди русской науки. Т. 2. М.-Л., Гостехиздат, 1948, с. 906-913 с илл. и портр.

Большаков В.В. Из истории развития отечественной науки и техники в области деревянных конструкций // "Строительная промышленность", 1949, N 4, с. 23-25.

Евграфов Г. Русские мостовики // "Железнодорожный транспорт", 1944, N 10-11, с. 79-85. Ершов О.П. О приоритете отечественной науки в области расчетов железнодорожного пути // "Техника железных дорог", 1949, N 12, с. 13-16.

Лукин А.П. Выдающиеся русские мостовики XIX столетия // Военно-транспортная академия Вооруженных сил им. Л.М.Кагановича. Труды Академии. Вып. 17. Л., 1949, с. 4-11. Никифоров С.Н. Участие русских ученых XIX в. в разработке основных положений сопротивления материалов // "Вестник Московского университета", 1948, N 10, с. 75-80. Николаи Л.Ф. Краткие исторические данные о развитии мостового дела в России // Сборник Института инженеров путей сообщения. Вып. 48. СПб., 1898. 120 с. Русские архитекторы и строители. - М., 1952. Толмачев К.Х. Знаменитый русский строитель мостов Д.И.Журавский. // Труды научной конференции, посвященной роли русских и советских ученых в мировой науке и технике. Вып. 1. Омск, СПб. автодорожный институт им. В.В. Куйбышева, 6-8 мая 1948 г. Омск, 1949, с. 59-75. Языков Д.Д. Обзор жизни и трудов русских писателей и писательниц. Вып. 11. СПб., 1911, с. 54-55.